Франция: «желтые жилеты» — 4

  1. Католическая церковь и вопросы социальной справедливости. Нынешний глава римско-католической церкви Папа Франциск (Хорхе Бергольо) родился и до избрания на высший пост в католической иерархии свою жизнь провёл в Аргентине. Кардинал Бергольо был известен личной скромностью, доктринальным консерватизмом и преданностью делу социальной справедливости.[1] В Аргентине будущий Папа оказывал протекцию Марио Аурелио Поли, связанному с братством Св. Пия Х и заменившему кардинала Бергольо в Буэнос-Айресе после перевода последнего в Рим.[2]

Особенностью латиноамериканского католицизма является направление, называемое «теологией освобождения». Два её главных принципа — это вопрос об источнике греха и идея о том, что христиане должны использовать во благо таланты, данные им Богом, включающие интеллект и, в частности, науку. Теологи данного направления используют социологию и экономические науки для изучения феномена бедности, считая, что бедность является источником греха.[3]

По словам Роберто Боска, историка Южного университета (Буэнос-Айрес), Хорхе Бергольо в 1970-х годах имел репутацию противника этого направления, но он «принял предпосылку теологии освобождения, особенно мысль о бедности, но в «неидеологическом» виде.» Ещё будучи кардиналом он говорил: «Мысль о бедности восходит к первым векам христианства. Это собственно Евангелие. Если читать одну из проповедей первых отцов Церкви второго или третьего века о том, как бороться с бедностью, то можно сказать, что это говорит какой-то маоист или троцкист. Церковь всегда имела честь  быть впереди в борьбе с бедностью…». Боска пишет, что Бергольо не был против самой теологии освобождения, и «дал католическое благословение вооруженному мятежу», в частности группе «Монтонерос» (аргентинской левой вооружённой группе), которая утверждала, что теология освобождения является частью их политической идеологии. 11 сентября 2013 года Папа Франциск принял в своей резиденции перуанского священника Густаво Гутьерреса, что рассматривалось как признак потепления отношений между иерархами и теологами освобождения. В том же месяце газета Святого престола  L’Osservatore Romano опубликовал статью префекта Конгрегации доктрины веры архиепископа Герхарда Мюллера, восхваляющую Гутьерреса. На пресс-конференции 2015 года в Ватикане, организованной Федерацией католических агентств по оказанию помощи, Гутьеррес отметил, что, хотя в прошлом диалог с Конгрегацией доктрины веры был сложным, теология освобождения никогда не была осуждена.

18 января 2014 года Папа Франциск встретился с Артуро Паоли, итальянским священником, которого Папа знал по долгой службе Паоли в Аргентине. Паоли признан выразителем теологии освобождения, и эта встреча была также воспринята как знак «примирения» между Ватиканом и теологами освобождения. В августе 2014 г. Папа Франциск отменил отстранение священника Мигеля д’Эското за деятельность в сандинистском правительстве Никарагуа, которое ввёл в 1984 году Папа Иоанн Павел II.[4]

Но Папа Франциск не только организационно поддерживает носителей идей теологии освобождения. Как минимум, начиная с проповеди 7 ноября[5] он практически в каждом своём выступлении стал высказываться  о социальной справедливости. В проповеди 25 ноября было отмечено, что потребительство «это серьёзная болезнь», это не щедрость, это «психическое заболевание». Избрав темой проповеди щедрость, он призвал к «путешествию» в свой гардероб, чтобы пожертвовать часть вещей менее состоятельным.[6]

В письме понтифика, направленном участникам 26-го Всемирного конгресса Uniapac (Международный союз ассоциаций католических руководителей),  завершившегося  28 ноября в Лиссабоне, говорилось, что построение «более гуманного и братского общества» может «сделать активы этого мира более доступными для всех», а также то, что никогда не стоит терять из виду моральную и экономическую ценность труда. «В профессиональной жизни, — подчеркнул Папа Франциск, — вы часто сталкиваетесь с напряженными ситуациями, когда вам нужно принимать важные практические инвестиционные и управленческие решения. Здесь, может быть, полезно помнить три основные принципа, присутствующие в Евангелии и социальном учении Церкви. Во-первых, это интересы отдельных людей, с их возможностями, их стремлениями, их проблемами и трудностями». «Когда бизнес становится «семейным», — писал он далее, — в котором руководство заботится о том, чтобы условия работы всегда находились в гармонии с обществом, работники становятся в свою очередь источником обогащения. Им предлагается поставить свои таланты и способности на службу общему благу, зная, что их достоинство соблюдается, а способности не просто эксплуатируются». При осуществлении экономической цели всегда должно руководствоваться правилом общего блага. «Этот фундаментальный принцип христианского социального мышления освещает и, как компас, направляет социальную ответственность предприятий, их исследования и технологии, их услуги по контролю качества к созданию более гуманного и братского общества, которое может «сделать активы этого мира более доступными для всех». Для папы принцип общего блага «указывает путь к справедливому росту, где решения, программы, механизмы и процессы специально ориентированы на более равномерное распределение доходов, создание очагов занятости и целостное содействие бедным людям выходят за рамки простого социального мышления». «Наконец, третья прпоблема, с которой сталкиваются, — отметил Папа. — Мы никогда не должны терять из виду и моральные ценности экономической работы, которая является нашим средством для того, чтобы сотрудничать с Богом в “создании вечного”, что ускоряет пришествие Царства Божьего, содействует справедливости и социальной благотворительности и соблюдают две стороны, индивидуальную и общественную, человеческой личности». «Благородное призвание руководителей предприятия», заключил глава католической церкви, будет «очевидно в той степени, в какой любая человеческая деятельность становится свидетельством надежды на будущее и стимулирует к большей социальной ответственности и умелому использованию талантов и способностей каждого».[7]

В послании Папы Франциска от 9 декабря конференции по правам человека в Григорианском университете, посвящённой 70-летию принятия Всеобщей декларации прав человека, говорилось: «сегодня многие формы несправедливости подпитываются экономической моделью, которая без колебаний эксплуатирует, отбрасывает и даже убивает мужчин и женщин. Нерожденные дети и бедные слои населения, лишенные возможности получить образование и вести достойную жизнь; работники, эксплуатируемые в качестве рабов и заключенных, содержащихся в бесчеловечных условиях; жертвы, пропавшие без вести, и жертвы, ставшие жертвами проявлений ненависти, нетерпимости, расизма». «На самом деле, — констатирует Папа Франциск, — внимательно глядя на наши современные общества, мы сталкиваемся с многочисленными противоречиями, которые заставляют нас задаться вопросом, действительно ли признается, уважается, защищается и поощряется во всех обстоятельствах равное достоинство всех людей, торжественно провозглашенное 70 лет назад». Фактически, «как представляется, преобладают многочисленные формы несправедливости, подпитываемые упрощенными антропологическими концепциями и экономической моделью, основанной на прибыли, которая без колебаний эксплуатирует, отбрасывает и даже убивает мужчин и женщин”. ”В то время как часть человечества живет в роскоши, другая часть видит, что их собственное достоинство отвергается, презирается или попирается, а их основные права игнорируются или нарушаются», — пишет Папа Римский. Механизм ясен: когда нарушаются основные права, “или когда одни пользуются привилегиями в ущерб другим “или, что еще хуже,” они гарантируются только определенным группам“, возникают ”серьезные несправедливости“, которые, в свою очередь, ”подпитывают конфликты с серьезными последствиями как внутри отдельных стран, так и в отношениях между ними». [8]

Эудженио Скальфари, журналист «La Repubblica», достаточно близко стоящий к Папе, отмечает: «…как в самой церкви, так и за ее пределами те, кто занимается ее вопросами и изучает их, считают Франциска одним из великих реформаторов, каковым он действительно и является. …В числе разнообразных не осуществленных реформ, предусмотренных Вторым Ватиканским собором, главная, оставшаяся папе Франциску — важнее всех остальных: модернизация церкви, подразумевающая изучение современного общества, по большей части, светского, но при этом живущего в окружении значительного количества разнообразных религий с разнообразными обычаями и богами. …У папы Франциска есть очень четкое представление о современном обществе, а также о другой очень важной проблеме, то есть о существовании различных религий, различных народов, которые их исповедуют, и даже о террористических организациях, использующих свою религию (ислам) со своим представлением о боге, который призывает их убивать, устраивать страшнейшие теракты в Европе, Америке, Индии и практически во всем мире. Инновации, введенные папой Франциском, многочисленны, некоторые даже выходят за рамки указаний собора, но самое революционное нововведение, пусть и наиболее логичное, — это провозглашение очевидно логичной истины: существует единый Бог и единый Создатель. Различные религии оправдываются разнообразием обычаев, которые сложились исторически, но это разнообразие совсем не противоречит идее единого Бога, потому что речь идет о культурном и социальном, а также историческом разнообразии. К тому же, существует же и христианский протестантизм, начинающийся с Лютера, но вариантов которого появилось столько, что количество самих лютеран стало уступать всем остальным. Единый Бог — это революционная мысль в мире, который тысячелетиями жил в власти многочисленных божеств, некоторые из них тысячелетиями правили на территории, где в течение длительного времени располагались великие цивилизации от европейской части России до Ближнего Востока, от Средиземноморья до Европы, в культурном центре афинского эллинизма и в политическом центре республиканского и имперского Рима  …Еще одна основополагающая идея папы Франциска состоит в том, что он называет скрещиванием, имея в виду смешение народов, которые склонны приезжать в большом количестве в богатые страны из стран бедных, и таким образом воплощается тенденция к интегрированному миру, где неравенство было бы крайне нивелировано, к свободе и братству. Его святейшество занимается решением проблем эмиграции. [9]

Возможно, идея единого Бога и её логическое продолжение — католическая церковь и Святой престол как центр новой мировой религии и мирового жречества вместе с поддержкой Папой Франциском и европейскими епископами Глобального договора ООН по миграции «как инструмента общего блага»[10] вызывала негативную реакцию Стивена Бэннона. Американец считает, что Папа — член глобалистской элиты. В интервью журналу Spectator Бэннон заявил:  «Он, должно быть больше, чем левый и его попытки демонизировать популистское движение в Европе и США надо презирать». «СМИ культивируют образ человека, который работает, — продолжил он и, обращаясь непосредственно к папе, сказал, — ты велик и должен защищать бедных, а не быть вместе с богатыми и могущественными, которые руководят ООН и ЕС в пользу программ интернационалистов за счет бедных». [11]

И если Бэннон прав в том, что Папа Франциск поддерживает миграцию, то, говоря об отношении Папы Франциска к бедным, бывший советник Дональда Трампа ошибается. По крайней мере, на словах глава католиков не одобряет современную либеральную экономическую модель.

Именно то же делают и те организации католиков — традиционалистов, представители которых принимают участие в движении «желтых жилетов». Невозможно сказать, насколько сильно влияние организаций, связанных с Ватиканом в самом движении, но оно, безусловно, присутствует.

Таким образом, можно говорить о том, что движение «желтых жилетов» явилось ответом на проводимую сверху либеральную революцию, в результате которой социал-демократическая модель замещалась моделью социал-либеральной. В силу того, что основным лозунгом движения становится идея референдума по гражданской инициативе, оно приобретает антиэлитарный характер или характер ответственного перед народом элитного управления. Можно также говорить — опять же, в силу того, что нам показано, —  об определённом влиянии на движение традиционалистов-католиков и Ватикана.

[1]     https://ru.wikipedia.org/wiki/Франциск_(папа_римский)#Кардинал

[2]     https://fr.wikipedia.org/wiki/Fraternité_sacerdotale_Saint-Pie-X#Relations_avec_Rome,_depuis_l’élection_du_pape_François_(2013-2017)

[3]     https://ru.wikipedia.org/wiki/Теология_освобождения

[4]     https://en.wikipedia.org/wiki/Liberation_theology#Vatican_reaction

[5]     http://events21.ru/soobshheniya-i-stati/italiya-politicheskoe-polozhenie-na-8-noya.html

[6]     https://www.lastampa.it/2018/11/26/vaticaninsider/il-papa-il-consumismo-una-malattia-psichiatrica-RUJBXhHDYQsJ4YAtmdAf9N/pagina.html

[7]     https://www.lastampa.it/2018/11/28/vaticaninsider/papa-francesco-non-perdere-mai-di-vista-il-valore-morale-ed-economico-del-lavoro-SKdcN68a8biCQ41x9u4trJ/pagina.html

[8]     https://www.lastampa.it/2018/12/10/vaticaninsider/the-pope-one-part-of-humanity-lives-in-opulence-the-other-is-despised-HBJXehhBFOaIRs7GCXW1TL/pagina.html

[9]     https://inosmi.ru/social/20181216/244219572.html

[10]    https://www.lastampa.it/2018/12/05/vaticaninsider/i-vescovi-europei-il-global-compact-onu-sui-migranti-strumento-per-il-bene-comune-PaZSGgIPNXyzht3KH6RIFJ/pagina.html

[11]    http://www.ilgiornale.it/news/mondo/bannon-ora-attacca-papa-sta-l-lite-globalista-1614912.html

Добавить комментарий

Your email address will not be published.