Ватикан и альтернативная цивилизация

Часть 1

Главной политической линией Папы Римского Франциска можно считать реализацию решений Второго Ватиканского собора (1962 — 1965). Хотя Папа это чётко не артикулирует, но некоторые его заявления[1] говорят именно об этом.

Формирование позиции католической церкви по вопросам будущего человечества, придание направления человеческому развитию, являющееся одним из направлений деятельности Ватикана, опирается на Пасторскую конституцию о Церкви в современном мире («Gaudim et Spes»), принятую собором. В ней (ст. 4), в частности, говорится: «Ныне род человеческий переживает новую эпоху своей истории, когда глубокие и стремительные изменения постепенно распространяются на весь мир. Эти изменения, вызванные человеческим разумом и его творческой деятельностью, сказываются на самом человеке, на его суждениях, на личных и коллективных запросах, на его образе мышления и действия — по отношению как к материальному миру, так и к самим людям. Таким образом, речь идёт уже о подлинном социальном и культурном преображении, отражающемся и на религиозной жизни. …хотя человек столь широко распространяет своё могущество, ему всё же не всегда удаётся обратить его во служение самому себе. …Постепенно всё яснее раскрывая законы социальной жизни, он в недоумении гадает о том, какое ей нужно придать направление».

В документе (ст. 5) также отмечено: «Нынешнее смятение умов и изменение условий жизни связано с более широкими преобразованиями, приводящими к тому, что в духовном воспитании всё возрастающее преобладание получают науки математические, естественные или изучающие самого человека, а в практической деятельности — техника, порождаемая этими науками. Такой научный склад ума создаёт культуру и образ мышления, отличные от прежних. Техника идёт вперед так, что преображает лицо земли и даже пытается подчинить себе космическое пространство. Даже на само время человеческий разум некоторым образом распространяет своё владычество: на прошлое — благодаря историческим исследованиям, на будущее — посредством футурологии и планирования. Развивающиеся биологические, психологические и социальные науки не только помогают человеку лучше познать самого себя, но и позволяют ему прямо влиять на жизнь общества, прибегая к техническим методам».

Поэтому (ст. 9) «…человек начинает осознавать, что его задача — верно направлять те силы, которые он сам вызвал к жизни и которые могут либо угнетать его, либо служить ему».[2]

Именно в русле Пасторской конституции о Церкви в современном мире следует рассматривать прошедшую 22 — 25 февраля 2019 г. в Папской академии в защиту жизни пленарную ассамблею на тему «Роботоэтика. Люди, машины и здоровье». Обсуждать этот вопрос планируется до 2020 года, когда следующий пленум этого органа Ватикана будет рассматривать вопрос искусственного интеллекта, который тесно связан с первой темой.

  Во время частной аудиенции перед открытием пленарного заседания понтифик отметил, что наблюдается «драматический парадокс»: «В то время как человечество обладает научно-техническими возможностями для того, чтобы достичь равно распределенного благосостояния согласно замыслу Бога, мы видим усугубление конфликтов и рост неравенства». Чтобы техника содействовала достижению поставленных целей, ее следует считать «не чуждой и враждебной силой, но продуктом человеческого гения, посредством которого он удовлетворяет свои и чужие потребности». Таким образом, техника – это «специфический способ, которым люди населяют мир». Однако современное развитие науки порождает «опасное обольщение», заметил Папа: вместо того чтобы обеспечивать человека инструментами, улучшающими его жизнь, оно нередко отдает саму жизнь логике инструментов, определяющих ее ценность. Поэтому вклад верующих незаменим для того, чтобы найти общие критерии отношения к новым технологиям, в частности, к искусственному интеллекту. Сам этот термин, отметил Папа, «рискует ввести в заблуждение», скрывая тот факт, что автоматические устройства «остаются качественно далекими от человеческих прерогатив знания и действия» и поэтому могут представлять опасность для общества. Есть риск «отехничивания человека» вместо того, чтобы «очеловечить технику». В этом контексте мы должны осмыслить значение таких понятий, как интеллект, совесть, эмоциональность, аффективная преднамеренность и самостоятельность морального поведения. «Искусственные устройства, симулирующие человеческие способности, в действительности лишены человеческих качеств. Это необходимо учитывать при урегулировании их использования». Современные научные дебаты, сказал далее Папа, свидетельствуют о серьезных проблемах в управлении алгоритмами, которые вырабатывают огромное число данных. «Точно так же, серьезные этические вопросы ставят технологии манипуляции генетическим материалом и церебральными функциями. В любом случае попытка объяснить все, что касается мышления, чувствительности, человеческой психики на основе функциональной суммы его физических и органических составляющих, не учитывает возникновения феноменов опыта и совести. Человеческий феномен выходит за пределы итога просчитанной сборки отдельных элементов», — подчеркнул Папа Франциск.[3]

Президент Академии в защиту жизни монсеньор Винченцо Палья, выступая в ходе конференции также затронул некоторые ключевые аспекты  проблемы «человек и техника». «Необходимо, – сказал он, — участвовать в обсуждении и поощрять более широкое участие всех сторон, поскольку развитие и использование этих необычных ресурсов ориентировано на продвижение человеческого достоинства и всеобщего блага». «Я имею в виду, – добавил епископ, – что мы должны предвидеть, как избежать опасности сокращения человечества, или еще большей опасности в виде замены человека. Технократическая утопия движется по пути усиления функций, где мы, чувствуя себя хозяевами, становимся рабами».[4]

Поскольку мероприятие совпало с 25-й годовщиной создания академии, Папа Франциск направил письмо монсеньору Палья, в котором затронул различные темы, связанные с соотношениями технологий в современном мире. «Порог фундаментального уважения человеческой жизни нарушается сегодня жестокими способами не только индивидуального поведения, но также последствиями выбора и структурного непорядка. Возможность получения прибыли и темпы развития технологий открывают беспрецедентную возможность биомедицинских исследований, образовательной ориентации, выбора потребностей, качества человеческих связей».

Папа отметил заслуги Академии как в борьбе против абортов и эвтаназии, двух «серьезных зол», которые «противоречат духу жизни и заставляют нас погрузиться в антигультуру смерти», так и в поощрении и защите человеческой жизни. В письме Папа Франциск приветствовал эту работу, которая становится все более актуальной сегодня, в такой исторический момент, когда все человечество «находится в серьезной беде», а семейные отношения и социальная жизнь «оказываются глубоко истощены».

Причина этого — «взаимное недоверие людей и народов», которые «питаются безудержным поиском собственного интереса и ожесточённой конкуренцией, не уклоняющейся от насилия». Этому также способствует то, что «расстояние между навязчивой идеей собственного благополучия и счастьем всего человечества» все больше и больше увеличивается, причём настолько, что заставляет людей думать, что «между одиночками и человеческим сообществом сейчас идет настоящий раскол». Необходимо срочно усилить исследования и сравнить эффект эволюции общества в технологическом смысле, чтобы сформулировать антропологический синтез, который соответствует этой эпохальной проблеме. Таким образом, «область вашей квалифицированной консультации не может быть ограничена решением вопросов, связанных с конкретными ситуациями этического, социального или юридического конфликта», пишет он Палья и всем членам Академии.

Обратившись к мыслям, изложенным в энциклике «Laudato si», Папа Франциск заостряет внимание на том «чрезвычайном положении, в котором находятся наши отношения с историей земли и народов». «Это сигнал тревоги, вызванный слишком малым вниманием к решающему вопросу единства человеческой семьи и ее будущего. Эрозия этого вопроса… растет во всем мире с более высокой скоростью, чем производство товаров».

Он также заметил: «мы не можем продолжать движение по ошибочному пути, который на протяжении десятилетий ведёт к разрушению гуманизма, и который путает идеологию с волей к власти». «Мы должны противостоять подобной идеологии, которая использует убедительную поддержку рынка и техники не в пользу гуманизма».

В заключение письма папа обращает внимание на те технологии, которые сегодня называются «новыми и конвергентными», т. е. на информационно- коммуникационные технологии, биотехнологии, нанотехнологии, робототехнику. «Используя результаты, полученные физикой, генетикой и неврологией, а также вычислительной способностью все более и более мощных машин, сегодня можно очень глубоко вмешаться в живую материю», — подчеркивает Папа Франциск. «Человеческий организм также подвержен таким вмешательствам, которые могут изменить не только его функции и деятельность, но и его отношения, как  личные, так и социальные, подвергаясь все большей и большей тяге к рыночной логике». Таким образом, необходимо «понимать эпохальные перемены», которые рекламируются на новых границах человека, «чтобы определить, как направлять их на службу человеческой личности, уважать и продвигать его неотъемлемое достоинство». Задача «очень нелёгкая», учитывая сложность и неопределенность возможных событий, требующих еще более тщательного согласования, которую можно считать «искренней работой сознания».[5]

Незадолго до открытия конференции в Папской академии в защиту жизни, 13 февраля, понтифик встретился с президентом  Microsoft Брэдом Смитом. Они обсудили перспективы разработок в области искусственного интеллекта. В ходе беседы Смит, в частности, затронул проблему необходимости использования искусственного интеллекта на благо общества, а также рассказал о некоторых путях преодоления существующего разрыва в развитии цифровых технологий на глобальном уровне. Смита сопровождал президент Папской академии в защиту жизни архиепископ Винченцо Палья. Гости сообщили папе Франциску, что Microsoft вместе с академией намерены учредить специальную международную премию в области этики искусственного интеллекта.[6]

Перед визитом к Папе Римскому Смит и Палья провели встречу в Санта-Марте, где «договорились о важности этического подхода к технологиям, которые, как и искусственный интеллект, вызвали настоящую революцию во всех областях знаний, в повседневной жизни и трудовой деятельности по всему миру». В беседе также обсуждалось влияние искусственного интеллекта на общество, проблемы защиты граждан и содействия демократизации цифровых технологий. В контексте визита в Ватикан газета Святого Престола L’Osservatore Romano опубликовала интервью директора издания Андреа Монда с Брэдом Смитом. Президент Microsoft в частности отметил, что «в чужих руках каждый инструмент может стать оружием, если организационная сила человечества не сможет идти в ногу с самой технологией». «Чтобы гарантировать доверие людей к технологиям, мы должны думать за пределами самой технологии; нам нужны сильные этические принципы, новые  законы, обучение людей новым навыкам и даже реформы рынка труда. Если мы хотим максимально использовать мощные и перспективные технологии искусственного интеллекта, все это должно собраться вместе. …Вот почему мир должен объединиться, чтобы решить эти проблемы с чувством общей ответственности».[7]

На аудиенции участников международной встречи «Религии и устойчивое развитие», среди которых были лидеры религиозных общин и представители международных организаций, Папа Франциск заметил, что концепция развития нередко используется в частных интересах, и не всегда ясно, о каком развитии мы говорим, — что именно и кто должны развиваться.

Когда мы говорим об устойчивом развитии, мы не можем пренебрегать понятием инклюзивности: необходимо услышать все голоса, особенно те, которые обычно исключаются из подобных дискуссий, а именно голоса бедных, голоса мигрантов, коренных народов и молодежи. Различные религиозные традиции, в том числе Католическая Церковь, поддержали Цели устойчивого развития до 2030 года, одобренные более чем 190 странами. Однако следует признать сложность самой концепции развития. На протяжении долгого времени она была ограничена экономическим ростом. Однако человеческое развитие относится ко всем людям без исключения, а не только к немногим, и не только к материальному измерению человека, но к человеку в его целостности. Цели развития должны быть подкреплены этическими, религиозными ценностями, подчеркнул Папа и сослался на энциклику Бенедикта XVI «Милосердие в истине», чтобы напомнить о конкретном долге продвижения реального развития посредством процессов, открытых для участия всех людей. Именно таким образом можно достичь того, о чем писал Папа Ратцингер, а именно «великого и беспрецедентного перераспределения богатств на планетарном уровне». Папа Франциск предостерег от мифа, согласно которому процветание основано на безграничном потреблении, а общественные и экологические проблемы решаются лишь применением новых технологий, не предполагающим никаких этических соображений или глубинных перемен. В конце обращения к участникам конференции «Религии и устойчивое развитие» Святейший Отец напомнил, что коренные народы – составляющие всего 5 процентов мирового населения – заботятся о 22 процентах территории Земли и помогают сохранить 80 процентов биоразнообразия нашей планеты. Именно они будут в центре обсуждений на предстоящем Синоде епископов, который состоится в октябре этого года и будет посвящен региону Амазонии.[8]  Папа приветствовал Грету Тунберг, которая прибыла 17 апреля в Ватикан. «Я поблагодарила его за борьбу за климат, и он сказал мне: вперед, Грета!»,- сообщила активистка шведской газете Dagens Nyheter (DN).[9]

Очень чётко Папа очертил свои взгляды в письме молодым экономистам от 11 мая. Понтифик обратился к тем, кто в настоящее время готовится стать экономистом и желает развивать «иную экономику – ту, которая позволяет жить, а не убивает, включает, а не отвергает, очеловечивает, а не обесчеловечивает, заботится о творении, а не разоряет его». Папа пишет о необходимости «откорректировать модели роста, неспособные обеспечить защиту окружающей среды, принятие жизни, заботу о семье, социальное равенство, достоинство трудящихся, права будущих поколений». Нужно разработать новую экономическую модель, воспринимая в универсальном смысле призыв, обращенный к святому Франциску в церквушке Сан-Дамиано: «Франциск, иди и отстрой дом Мой, ибо он стоит в руинах». «Ремонт, в котором нуждается дом, — поясняет Папа, — касается всех: Церкви, общества, сердца каждого из нас». Прежде всего следует победить «культуру отбросов», чтобы наделить голосом тех, у кого нет голоса, и предложить новые стили жизни. «До тех пор, пока наша общественно-экономическая система будет производить хотя бы одну жертву и хотя бы один человек будет отбракован, торжество универсального братства не сможет наступить», — подчеркнул Папа Франциск. [10]

Беспартийный итальянский премьер Джузеппе Конте, видимо, разделяет некоторые убеждения главы католической церкви. Помимо встречи обоих лидеров 15 декабря 2018 г., на которой папа и премьер-министр обязались приложить усилия для реализации «обширного рисунка реформирования общества», Конте 31 января, выступая  в католическом университете Sacro Cuore, сослался  на высказывание Папы Франциска говоря о том, что для развития экономики необходима «добавка человечности». Глобализация зачастую приводит не к тем результатам, на которые рассчитывали, широкие слои населения беднеют, а богатство вновь концентрируется «в руках немногих», отметил Конте. Те, кто отвечают за общее благо, а особенно те, кто отвечает за руководство государством, должны приложить все усилия к тому, чтобы обратить вспять процесс обнищания масс и вести процесс распределения благ более справедливо, сказал глава итальянского правительства.[11]

Человечности в экономику могут внести определённые формы собственности и экономической деятельности, главной среди которых, видимо, представляется Папе кооперация.

15 марта Папа Франциск обратился к 7 тысячам представителей Конфедерации итальянских кооперативов, которая отметила свое столетие встречей со Святейшим Отцом. Итальянские кооператоры, вдохновляющиеся энцикликой Льва XIII “Rerum Novarum” – это «мощный знак» того, что социальное учение Церкви не остается мертвой буквой или абстрактными словами, но становится жизнью. Кооперация — это великий пример для наших современников, свидетельство, что можно быть не только потребителями благ, но и предпринимателями любви, отметил Папа. Кооперативы, опирающиеся на социальную доктрину Церкви, «корректируют определенные тенденции, свойственные коллективизму и этатизму, которые часто оказываются смертельными для предпринимательской инициативы. В то же время они «тормозят либералистские соблазны индивидуализма и эгоизма». В то время как капиталистическое предприятие нацелено главным образом на извлечение прибыли, цель кооперативов — уравновешенное и пропорциональное удовлетворение социальных потребностей. Одной из основных ценностей кооперации является солидарность: внутренняя – между самими кооператорами – и внешняя — с теми, кому предназначен их труд. Для кооперативов имеет значение не только экономический, но и социальный бюджет; они основаны не на прибыли, а на взаимоотношениях и поэтому предлагают обществу «альтернативный способ общественной жизни, управляемой не денежным богом, не идолом, который наполняет его иллюзиями, но всегда оставляет в состоянии еще большей бесчеловечности, несправедливости и даже, я бы сказал, еще большей бедности», — отметил Папа.  Важное преимущество кооперативов перед иными формами предпринимательских объединений в том, что они «помогают победить одиночество», а одиночество превращает жизнь в настоящий ад. Об этом свидетельствуют самоубийства среди предпринимателей, которые происходили в последнее время в Италии. Кооперативы делают людей «ближними» друг для друга, поддерживая в том числе тех, кто слабее. В конце аудиенции Папа отметил роль женщин в кооперативных объединениях: по словам Св. Отца, женщина «делает кооперацию не только стратегической, но и человечной».[12]

Ватикан признаёт, что новая модель развития (ЦУР-2030) требует другого человека, не потребителя, а социально ответственного, работающего в коллективе, с идеей перераспределения богатств на планетарном уровне, обладающего определёнными этическими нормами.

[1]               Филиппов Б.А. Папа Франциск, II Ватиканский собор и новая модель Католической церкви//Вестник Свято-Тихоновского православного гуманитарного университета. Серия 2. История. История Русской Православной Церкви. — 2016. — Вып. 1(6). — С. 102-103, 112:URL:https://cyberleninka.ru/article/v/papa-frantsisk-ii-vatikanskiy-sobor-i-novaya-model-katolicheskoy-tserkvi; https://gloria.tv/article/2jUs1PB2ddkV2cTkYDYTC27cY

[2]               Документы II Ватиканского собора. — М.: Paoline, 2004. — С. 449 — 451, 454 — 455:URL: http://www.cathmos.ru/files/docs/vatican_documents/VatCouns.pdf

[3]     https://www.vaticannews.va/ru/world/news/2019-02/papa-uchastnikam-assamblei-roboetika-lyudi-mashiny-i-zdorove.html

[4]     https://www.lastampa.it/2019/01/15/vaticaninsider/il-vaticano-nellepoca-dei-robot-dobbiamo-inventare-nuovi-criteri-etici-e-giuridici-Dd2DjwcKnjqmlHmtD49RwO/pagina.html

[5]     https://www.lastampa.it/2019/01/15/vaticaninsider/la-vita-oggi-violata-brutalmente-da-profitto-e-tecnologie-7r7tV6tvQRgHaGipFwBjxK/pagina.html

[6]     https://ria.ru/20190214/1550825870.html

[7]     https://www.lastampa.it/2019/02/13/vaticaninsider/il-presidente-di-microsoft-ricevuto-dal-papa-colloquio-sullintelligenza-artificiale-OOhjJ4QxgmvvlOD6SHc1eM/pagina.html

[8]     https://www.vaticannews.va/ru/world/news/2019-03/papa-prizval-izmenit-koncepciyu-ustoychivogo-razvitiya.html

[9]     https://www.lastampa.it/2019/04/17/vaticaninsider/clima-il-papa-saluta-greta-thunberg-vai-avanti-29a9G2OgsiEvTLy8qCpTKM/pagina.html

[10]    https://www.vaticannews.va/ru/world/news/2019-05/papa-napisal-pismo-molodym-ekonomistam-vsego-mira.html

[11]                https://regnum.ru/news/society/2563724.html

[12]    https://www.vaticannews.va/ru/world/news/2019-03/papa-kooperaciya-kak-predprinimatelstvo-lyubvi.html

Добавить комментарий

Your email address will not be published.