Социальный «щит» президента Макрона.

Предлагая Европе в своём выступлении 5 марта социальный «щит», Эмманюель Макрон явно забегал вперёд, поскольку аналогичный «щит» во Франции перестраивается. Цель этой перестройки — формирование нового контингента рабочей силы, причём как среди государственных служащих, так среди занятых в других секторах.

Государственных служащих во Франции около 2,5 млн (с учётом работников местных администраций — около 4 млн.), Примерно половина государственных служащих работают в учреждениях образования и здравоохранения. В организации государственной службы Франции сочетаются система найма («открытая государственная служба») и система карьеры («закрытая государственная служба»). В соответствии с этим государственные служащие делятся на две большие группы:

1) Служащие, не являющиеся чиновниками, работающие в государственных учреждениях по найму. Сюда относятся те, кто работает на условиях почасовой оплаты и по контракту, стажеры.

2) Служащие-чиновники, постоянно работающие в системе государственной службы и составляющие ее костяк.

Предвыборное обещание Макрона сократить 120 тысяч государственных служащих к 2022 году сопровождается намерением отменить индексацию зарплат этой категории и лишить её ряда льгот. Противники реформы полагают, что изменения в законодательстве главным образом задуманы в интересах бизнеса и грозят лишить простых работников многих социальных гарантий и прав.[1] Государственная финансовая инспекция недавно обследовала около 1,1 млн государственных служащих и пришла к выводу, что порядка 310 тысяч человек не вырабатывают положенных им 35 часов в неделю.[2]

Обследование ГФИ подтолкнуло правительство к ускорению реформы государственной службы. 13 февраля государственный секретарь при министре по делам государственной службы и счетам Оливье Дюссоп представил проект такой реформы. Её цель состоит в том, чтобы создать «новый социальный контракт» с агентами. Изложив основные положения законопроекта, он попытался отвести возможный социальный конфликт: “эта реформа — не конец статута или ”поломки» государственной службы. Это, напротив, модернизированный статус», — уверял он. Проект выполнен в рамках дорожной карты, утверждённой премьером 1 февраля. По утверждению Le Monde, правительство не колеблясь пересекает то, что профсоюзы четко обозначили как «красную линию». Социальный диалог будет полностью реформирован. «Действительно ли мы эффективны, когда в настоящее время имеется 22 000 инстанций для диалога по государственной службе?» — спросил Эдуар Филипп в феврале. Также правительство намерено увеличить число государственных служащих, работающих по контракту.

27 марта министр Жеральд Дарманен должен был представить проект реформы правительству. Цель реформы — снижение расходов на отрасль управления. Для этого финансируются проекты преобразования местных органов самоуправления, на что выделено 700 млн. евро до 2022 года. Первые 18 контрактов подписаны или находятся в процессе подписания. Затрачено 120 млн. евро, однако ежегодная экономия ожидается в сумме 180 млн., а общая к концу срока — 350 млн. Продолжительность рабочего времени в проекте не оговаривается, но министр говорит, что она должна быть 35 часов в неделю, как и у работников, работающих на предприятиях. Проект также предписывает мэрам пересмотреть все контракты с тем, чтобы ежегодный баланс рабочего времени составлял не менее 1607 часов.[3]

28 марта в своей редакционной статье Le Monde отметила, что проект закона о государственной службе не отвечает главному вопросу: какое место и какие средства желательно дать государственной службе и подчеркнула «бухгалтерскую логику» законопроекта. Область социального диалога более спорна, отметила редакция газеты. Проект предусматривает создание «социального комитета», уникальной структуры для рассмотрения условий труда, гигиены и безопасности, по модели того, что постановления о трудовом кодексе ввели в частном секторе. Половина из 22 000 инстанций диалога исчезнет. Из объявленных к ликвидации 120 000 должностей, на данный момент, отмечает Le Monde, упразднено 5800. Газета констатирует, что французы разделились: половина поддерживает эту идею, другая отвергает ее. Исчезновение государственных служб на некоторых территориях подпитывало кризис, связанный с «желтыми жилетами». Как подчеркнул президент МоДем Франсуа Байру, «арифметический подход «не имеет смысла»». Приоритетное значение имеет вопрос о том, какое место и каким образом должны предоставляться государственные услуги. Это главный вопрос, на который текущий проект не отвечает, констатирует газета.[4]

Кроме того, ещё одним направлением реформирования системы социального обеспечения Франции становится снижение роли государства в выплате пособий по безработице. Премьер-министр 15 февраля коснулся, как сам он выразился, «взрывной темы» — поиска партнёров по оказанию социальной помощи. «Я лично убежден в том, что, учитывая важность наших механизмов солидарности, учитывая наши государственные финансы, учитывая ситуацию в стране, которая улучшается, но остается с высоким уровнем безработицы, мы должны поговорить с контрагентами, мы должны подумать с нашими согражданами, что можно сделать в обмен на обязательную выплату».[5]  20 февраля переговоры с «социальными партнёрами» на эту тему провалились.

Президент Франции раскритиковал провал этих переговоров, поскольку социальные партнёры не смогли договориться о реформе социального обеспечения по безработице. Он обвинил их в отказе от своих обязанностей перед государством. «У нас только что был пример реальных социальных переговоров», — с горечью заявил глава государства. —  «Мы сказали социальным партнерам: найдите нам решение проблемы безработицы, вы за столом переговоров, вы несете ответственность, а профсоюзы отметили, что это трудно». По словам Эмманюэля Макрона, каждый день в стране говорят о «посреднических органах, территориальной демократии, социальной демократии», а «когда правительство протягивает руку», то получает ответ, что «это трудно».[6]

В свою очередь, конфедерации профсоюзов и работодателей назвали Макрона «лжецом» и «манипулятором». Это довольно необычно, но Medef (ассоциация французских предпринимателей) также отреагировала отрицательно. Её глава Жоффруа Ру де Безье, указал на «трусость государства, [которое] устанавливает свои правила, но хочет, чтобы решения были одобрены другими».[7] Де Безье сказал: «Говорить, что когда  трудно, как указал Эмманюэль Макрон, социальные партнеры бросаются на государство, несправедливо». Он также заявил, что поставленную государством цель реформы «невозможно»  выполнить. «Когда вмешательство является постоянным, да, трудно найти консенсус. Также трудно получить сбережения от профсоюзов, когда правительство говорит только о бонусе-малусе».

Переговоры между социальными партнерами остановились на отказе предпринимателей от бонуса-малуса (система тарифных коэффициентов страхователя), чтобы препятствовать компаниям прибегать к краткосрочным контрактам. Предприниматели, со своей стороны, выразили сожаление в связи с отказом профсоюзов обсуждать экономию, запрашиваемую правительством, как минимум, на миллиард евро в год. Ру де Безье также предупредил, что «без серьезных изменений» существующей системы управления паритетом Medef может покинуть Unedic, орган управления страхованием по безработице.[8]

Как отмечает старший сотрудник по обучению, трудоустройству, профессиональному обучению Института Монтень Бертран Мартино, эти переговоры потерпели неудачу по двум основным причинам, которые  связаны требованиями государства.

Первая причина — необходимость проведения реформы выплат пособий по безработице в рамках сентябрьского 2018 г. закона о выборе профессионального будущего, против чего выступают профсоюзы. Вторая причина состоит в желании государства ввести систему бонус-малус в зависимости от частоты прерывания трудовых контрактов, что не нравится предпринимателям. В настоящее время эти два ограничения, налагаемые правительством, таковы, что социальные партнеры не могут достичь соглашения. Это исторический момент, потому что страхование по безработице лежит в основе паритета управления, который опирается на три столпа:

  • дополнительные пенсии, которые в настоящее время тесно связаны с последующей пенсионной реформой;
  • профессиональной подготовкой, которая была глубоко реформирована законом Пенико от сентября 2018 года, лишающая многих своих прерогатив социальных партнеров;
  • страхование по безработице, которое было единственной областью, в которую государство вмешивалось неофициально до сегодняшнего дня.
    На самом деле, как отмечает Мартино, профсоюзы и предприниматели до сих пор были способны лишь проводить косметические реформы, не взрывая систему и не устраняя ее наиболее вопиющих противоречий, включая чередование краткосрочных контрактов и эпизодов безработицы. Поэтому неудивительно, что переговоры потерпели неудачу, поскольку правительство хотело провести реальные реформы в этой области.[9]

Реальные реформ изменения механизма страхования по безработице правительство хочет начать с широких дебатов. Это по сути то, что было объявлено главой правительства Эдуаром Филиппом и министром труда Мюриэль Пенико на пресс-конференции 26 февраля. Меры, точное содержание которых еще предстоит определить, будут оформлены указом, который может быть опубликован весной, а сами меры могут быть реализованы в течение лета. Эти указания были даны через шесть дней после провала переговоров между социальными партнерами по разработке новой конвенции Unedic.

Поскольку предпринимателям и профсоюзам не удалось достичь согласия, правительство вынуждено взять ответственность на себя. В своем подходе исполнительная власть по-прежнему придерживается руководящих принципов «дорожной карты», которую правительство направило в сентябре 2018 года организациям работников и работодателей для согласования и обсуждения. Документ устанавливает ряд целей: борьба с неустойчивостью [прекариатом — Д.О.], удовлетворение «потребностей бизнеса в навыках» (некоторые из них все чаще сталкиваются с трудностями при найме рабочей силы, которую они ищут), а также сокращение задолженности, которая достигла 35 миллиардов евро к концу третьего квартала 2018 г.

Первое направление — это сдерживание инфляции в краткосрочных контрактах «один месяц и меньше», число которых увеличилось в 2,5 раза за период с 2000 по 2016 год.  Чтобы остановить эту тенденцию, Эдуар Филипп и министр труда Мюриэль Пенико хотят «повысить ответственность» компаний: после того, как они получили послабления по трудовому кодексу, компании теперь должны вернуть долг и стать «контрагентами» исполнительной власти. Предложение «бонуса-малуса уже на столе», заявил премьер-министр. Этот документ является «решением», и «на данном этапе никто не предложил нам лучшего», — дополнил Э. Филипп. Этот механизм, включенный в программу кампании Эмманюэля Макрона, увеличивает взносы компаний, где персонал часто меняет численность, и уменьшает взносы работодателей, которые имеют стабильную численность. Министерство труда, со своей стороны, заявило, что механизм готов.

Реформа также может привести к снижению максимального уровня пособия по безработице (чуть более 6 600 евро в месяц). Эдуар Филипп заявил, что необходимо «пересмотреть» правила компенсации за «высокую заработную плату». Предусматривается изменение в начислении пособий по безработице лицам с высокой заработной платой, ищущих работу после увольнения, из-за того что размер пособия пропорционален уровню заработной платы. Власть изучает этот вариант, ссылаясь на то, что предел компенсации во Франции значительно выше, чем у европейских соседей.[10]

Кроме того, 17 марта в порядке «личной инициативы» министр солидарности и здравоохранения Аньес Бузин предложила увеличить возраст выхода на пенсию с нынешних 62 до 65 лет. Правда, уже 19 марта она заявила, что никаких изменений в минимальном возрасте выхода на пенсию «не предусмотрено».[11]

Глава кабинета вроде бы тоже выступил против повышения пенсионного возраста, но неоднозначно. «В рамках реформы 2019 года возраст выхода на пенсию не изменится», — сказал он, добавив вместе с тем, что «в контексте старения французского населения и значительной потребности в финансировании следует задать себе вопрос о том, стоит ли работать дольше, чтобы плоды этой работы дольше финансировали эти потребности». «Я предлагаю отреагировать, найти пути и средства, чтобы поддержать нашу пенсионную систему и в долгосрочной перспективе финансировать потребности нашего общества, чтобы справиться со старением», — отметил Эдуар Филипп.[12]

Верховный комиссар по пенсионной реформе Жан-Поль Делевуа заявил, что пенсионный возраст в 62 года останется неизменным.  Со своей стороны, президент Ассоциации предпринимателей Франции (Medef) Жоффруа Ру де Безье 21 марта заявил, что необходимо «поставить вопрос» об изменении возраста выхода на пенсию. «Ожидаемая продолжительность жизни продолжает расти, поэтому у нас есть выбор между двумя решениями: либо мы ничего не трогаем, и мы будем вынуждены снижать пенсии, либо мы будем ставить этот вопрос», — заявил Ру де Безье, — «Я думаю, что надо поставить. Так что госпожа Бузин проявила большую смелость».  Накануне этого выступления генеральный секретарь Французской демократической конфедерации труда (CFDT) Лоран Бержер посчитал, что «такая мера является самой несправедливой в этой области, а баланс системы не требует этого от нас». «Эти люди находятся вне реальности», — сказал Филипп Мартинес, глава Генеральной Конфедерации труда (ВКТ). Его коллега по рабочим силам (FO) Ив Вейриер счел, что это пенсионный возраст — это «красная линия».[13]

Отрицательная реакция на зондаж о повышении возраста выхода на пенсию выявилась не только в профсоюзной среде. 23 марта в своей редакционной статье газета Le Monde потребовала у правительства разъяснить раз и навсегда вопрос возраста выхода на пенсию.

 Жан-Поль Делевуа, писала редакция газеты, столкнулся с лавиной противоречивых правительственных заявлений о юридическом возрасте выхода на пенсию, которую Эмманюэль Макрон в ходе своей кампании пообещал сохранить на уровне 62 лет. 17 марта министр солидарности и здравоохранения Аньес Бузин заявила, что можно было бы рассмотреть вопрос о «продлении рабочего стажа» в рамках широких прений. 19 марта она отказалась от своих слов, заверив Национальную ассамблею в том, что «никаких изменений в минимальном возрасте выхода на пенсию не представляется возможным ставить [даже] за столом переговоров». Новый кульбит министр совершила 21 марта, заявив, что «возраст, очевидно, обсуждается».

Редакция газеты отметила не очень внятную позицию премьер-министра, министра государственной службы и счетов Жеральда Дарманена, который увидел в высказываниях А. Бузин «очень мужественное предложение» и отметил, что возраст 62 года «не высечен в мраморе». Пресс-секретарь правительства Бенжамен Гриво использовал запутанную ситуацию, чтобы сказать, что это «вопрос, который находится в процессе обсуждения». Далее редакция газеты написала: «Правительство должно раз и навсегда разъяснить свою позицию. …Кстати, правительству следует подумать о том, что к 62 годам две трети трудящихся больше не числятся на рынке труда».[14]

Правые в лице лидера движения «Республиканцы» Лорана Вокье, президента региона Иль-де-Франс Валери Пекресс и главы списка «Республиканцев» на выборах в ЕП Ксавье Бертрана также выступают за продление рабочего возраста. Лидер Демократического движения (MoDem), союзника Э. Макрона, Франсуа Байру говорит, что полную пенсию надо получать в 65 лет, хотя возможность выхода на пенсию в 62 года должна сохраниться. Бенуа Амон и Оливье Фор говорят о сохранении нынешнего возраста выхода на пенсию, а Жан-Люк Меланшон и Марин Ле Пен считают, что его надо снизить до 60 лет.[15]

Вероятно, правительство пойдёт на внедрение идеи, озвученной Фр. Байру, сохранив минимальный возраст выхода пенсию в 62 года (неполная пенсия), но увеличив возраст для максимального размера пенсии до 65 лет. В пользу этого говорит документ, имеющийся в распоряжении Le Monde, составленный межведомственной Дирекцией по исследованиям, оценке и статистике (Drees) год назад — 23 марта 2018 г. Согласно записке возраст выхода на пенсию может быть изменён, но минимальный возраст может остаться на уровне 62 лет..[16]

Таким образом, мероприятия правительства направлены на создание нового контингента рабочей силы — работающего дольше по возрасту, за меньшие деньги, достаточно квалифицированного и привязанного к месту работы более длительными контрактами.

 

[1]    https://ru.euronews.com/2017/10/10/france-strike-against-macron-politics; https://studfiles.net/preview/6326937/page:30/

[2]    http://www.lefigaro.fr/conjoncture/2019/03/25/20002-20190325ARTFIG00109-le-rapport-de-bercy-qui-devoile-le-vrai-temps-de-travail-des-fonctionnaires.php

[3]    http://www.lefigaro.fr/conjoncture/2019/03/26/20002-20190326ARTFIG00166-l-executif-degaine-sa-reforme-de-la-fonction-publique.php

[4]    https://www.lemonde.fr/idees/article/2019/03/28/fonction-publique-une-reforme-trop-comptable_5442610_3232.html

[5]    https://www.lemonde.fr/politique/article/2019/02/15/edouard-philippe-veut-debattre-de-contreparties-aux-aides-sociales_5424057_823448.html

[6]             https://regnum.ru/news/polit/2578339.html

[7]    https://www.lemonde.fr/politique/article/2019/02/23/syndicats-et-patronat-unis-contre-les-propos-d-emmanuel-macron_5427292_823448.html

[8]    https://www.lemonde.fr/politique/article/2019/02/24/reforme-de-l-assurance-chomage-le-patron-du-medef-juge-injustes-les-critiques-de-macron_5427524_823448.html

[9]    https://www.institutmontaigne.org/blog/echec-et-mat-pour-les-negociations-sur-lassurance-chomage

[10]  https://www.lemonde.fr/politique/article/2019/02/26/assurance-chomage-l-hypothese-du-bonus-malus-clairement-sur-la-table_5428382_823448.html

[11]  https://www.lemonde.fr/politique/article/2019/03/18/recul-de-l-age-de-la-retraite-le-haut-commissaire-a-la-reforme-tres-surpris-des-propos-de-buzyn_5437717_823448.html https://www.lemonde.fr/politique/article/2019/03/19/agnes-buzyn-assure-finalement-qu-aucune-modification-de-l-age-minimal-de-depart-a-la-retraite-n-est-envisagee_5438397_823448.html

[12]             https://regnum.ru/news/polit/2595455.html

[13]  https://www.lemonde.fr/politique/article/2019/03/21/reforme-de-la-retraite-jean-paul-delevoye-et-agnes-buzyn-se-contredisent-sur-le-report-de-l-age-legal-de-depart_5439186_823448.html

[14]  https://www.lemonde.fr/economie/article/2019/03/23/la-reforme-des-retraites-dans-le-brouillard_5440221_3234.html

[15]  http://www.lefigaro.fr/economie/le-scan-eco/la-retraite-a-65-ans-qui-est-pour-qui-est-contre-20190326

[16]  https://www.lemonde.fr/politique/article/2019/03/27/l-age-au-c-ur-des-reflexions-sur-les-retraites_5441890_823448.html

Добавить комментарий

Your email address will not be published.