Франция: «желтые жилеты» — 1

Для выяснения вопроса о том, насколько самостоятельно движение «желтых жилетов» необходимо рассмотреть ряд его составлющих факторов.

  1. Возникновение движения. Можно выделить три точки его зарождения.

Первая связана с департаментом Сена и Марна. Присцилла Людоцки, жительница городка Савиньи-Ле-Тампль этого департамента, в мае 2018 г., опубликовавшая на сайте Change.org петицию против повышения цен на топливо, хотела встретиться с министром экологических преобразований (возможно, с Николя Юло, ушедшим в отставку 29 августа 2018 г.), но не была принята. К 21 октября эта петиция собрала 12 300 подписей, а с самой Людоцки уже связались представители ассоциации автомобилистов для возможных действий на парижском кольце 17 ноября. «Обсуждается, будем ли мы блокировать бензоколонки, нефтеперерабатывающие заводы или нет. В любом случае призыв к мобилизации теперь является национальным», — сказала Присцилла Людоцки газете Le Parisien 21 октября.[1]

10 октября Эрик Друэ и Бруно Лефевр, водители, проживающие в том же департаменте Сена и Марна, обратились через Facebook с призывом к «национальной блокаде против повышения цен на топлива» 17 ноября 2018 года.[2] 10 ноября «желтые жилеты» вместе с Эриком Друэ собрались на стоянке гипермаркета в коммуне Колежьен (Collégien) департамента Сена и Марна, чтобы подготовиться к 17 ноября.[3]

Вторая точка — это организация «40 миллионов разумных и ответственных автомобилистов», образованная в 2005 году и фигурирующая в связи с петицией Присциллы Людоцки. Президент ассоциации Даниэль Керо с 2012 входит в Национальный совет по безопасности дорожного движения.[4] Помимо руководителя ассоциации, в этот орган входят министр внутренних дел или его представитель.[5] В середине сентября 2018 г. организация запустила кампанию под названием «затраты на бензин» (coût de pompe). Она заключалась в том, чтобы побудить водителей отправлять в Елисейский дворец свой счет за бензин или дизельное топливо в сопровождении письма протеста. «Я никогда не видел такого, — рассказал газете Le Parisien Пьер Шассерэ (Pierre Chasseray), генеральный представитель ассоциации, — чтобы в течение месяца протестное письмо скачали более 700 000 раз с нашего сайта».[6]

7 ноября ассоциация «40 миллионов автомобилистов» выпустила коммюнике по поводу повышения цен на топливо, в котором говорилось : «В течение нескольких недель призыв к тому, чтобы положить желтый жилет на приборную панель транспортных средств в знак протеста против роста налогов на топливо распространился, и многие автомобилисты уже приняли участие в этом движении. Ассоциация «40 миллионов автомобилистов» поддерживает это гражданское движение, целью которого является сделать видимым раздражение французов перед несправедливой налоговой политикой, наказывающей самых беспомощных участников дорожного движения, наиболее зависимых от автомобиля и наиболее подверженных воздействию энергетической уязвимости. В нашем обществе доступ к автомобилю является реальной экономической и социальной проблемой, а цена топлива — регулятором мобильности и покупательной способности. В то время, когда правительство использует автомобилистов как переменную налоговой корректировки для заполнения государственного бюджета, важно, чтобы каждый из них стремился защитить свои права», — сказал Дэниел Керо, президент «40 миллионов автомобилистов». «Этот желтый жилет, лежащий на приборной панели транспортных средств, стал символом законного гнева, мирным жестом. Вот почему мы призываем всех автомобилистов принять участие в этом гражданском движении», добавляет Пьер Шоссерэ, генеральный представитель ассоциации. «40 миллионов автомобилистов» была первой организацией, которая привнесла в СМИ проблему повышения налогов на топливо и объединения автомобилистов вокруг крупномасштабного действия: «стоимость бензина» (www.coutdepompe.com). На сегодняшний день насчитывается более 700 000 участников акции. Кроме того, ассоциация позволяет каждому гражданину принимать осознанное участие в различных информационно-пропагандистских мероприятиях, организованных в связи с правительственными посягательствами на мобильность».[7]

Однако после этого коммюнике на сайте ассоциации никаких призывов к действию не размещалось, а само движение «желтых жилетов» не ассоциировалось с этой организацией.

Третья точка — видео аккордеонистки и гипнотерапевта Жаклин Муро (Jacline Mouraud) из Бретани, размещённое в Facebook 18 октября и набравшее в ноябре около 6 млн. просмотров. В нем говорится о повышении цен на дизельное топливо, увеличении количества радаров и о планах взимания платы при въезде в крупные города. С тех пор она стала одной из фигур движения.[8]

Через четыре дня после публикации Le Parisien, 25 октября, по сообщению государственного вещательного канала Franceinfo, петиция Людоцки, набрала 226 000 подписей[9], а по состоянию на конец ноября количество подписей превысило миллион.[10] Это произошло, после того, как либо в конце октября, либо в начале ноября была повышена стоимость топлива.[11]

Таким образом, при независимом происхождения протеста гипотетически эти точки возникновения могут быть объединены организацией «40 миллионов разумных и ответственных автомобилистов». Именно она в середине сентября и запустила акцию «желтых жилетов». Движение получило динамику после повышения цены на топливо.

Возникает вопрос, насколько неожиданным для властей оказалось это движение? Здесь на ум приходят отставки министров, связанных с проблемами, затронутыми движением: министра экологических преобразований Николя Юло 29 августа 2018 г. и министра внутренних дел Жерара Коллона 3 октября 2018 г.

Но если уход Юло, скорее всего, связан с интригами лоббистов (сам Юло называл Тьери Косту, лоббирующего интересы Национальной федерации охоты[12]; ходили также слухи, что за отставкой Юло стоит компания Тоталь. Макрон сказал, что он «ушёл по личным причинам, которые я уважаю»[13]), то отставка Ж. Коллона выглядит более загадочной. Официально, он стремился вернуться на пост мэра Большого Лиона,[14] который занимал до того, как возглавить МВД. Сам Коллон 4 октября в интервью Le Figaro не сказал ничего такого, что могло бы пролить свет на его внезапную отставку.[15]

Однако ходившие вокруг отставки министра слухи, по-видимому, имели некоторое основание. Журналист Ив Маму, представляя свою книгу «Великое отречение», сказал: «Громкие заявления бывшего министра внутренних дел Жерара Коллона после сдачи полномочий премьеру Эдуару Филиппу указывают на то, что противопоставление двух этих наций [мусульмане и немусульмане] в современной Франции влечет за собой риск столкновения. Как сказал Коллон, сегодня мы (то есть мусульмане и немусульмане) «рядом друг с другом», однако нет гарантии, что завтра мы не окажемся «друг против друга». Сценарий самой настоящей гражданской войны был отмечен тем, кто на протяжении полутора лет каждый день имел перед глазами все отчеты полиции и жандармерии. Жерар Колонн — часть французской политической элиты. Он ушел со своего поста с заявлением о том, что гражданская война не за горами».[16] Это интервью, где в уста Ж. Коллона вкладывались слова о гражданской войне, правда, между мусульманами и немусульманами, было опубликовано Le FigaroVox 5 октября.[17]

4 октября Le Figaro опубликовало интервью с эссеисткой Барбарой Лефевр, занимавшей в 2008 — 2011 годах место в Высшем совете по интеграции Франции и имевшей прямо противоположную Иву Маму точку зрения на иммиграцию.[18] О прощальной речи министра она писала так: «Коллон в своей прощальной речи, которая звучала как политическое предупреждение Э. Филипу и особенно Макрону, предупреждал, что ситуация во многих городских и пригородных территориях «слишком деградировала». Коллон сказал: «Г-н премьер — министр, я могу сказать, что я был во всех этих районах, от северных окраин Марселя до Мирай в Тулузе, в парижских пригородах Корбей, Олне, Севран — там ситуация слишком деградировала, и термин «возвращение республики» принимает определённое значение, потому что сегодня в этих местах действует закон сильнейшего — закон наркоторговцев и радикальных исламистов, — который занял место Республики. Мы должны вновь обеспечить безопасность в этих районах, но я считаю, что необходимо провести фундаментальные изменения, поскольку кварталы геттоизируются, нищают. Не надо бояться трудностей, и поэтому (…) нам нужно общее видение, потому что мы живем рядом, и я говорю, я боюсь, что завтра мы будем жить не лицом к лицу, а будем жить лицом к лицу с огромными проблемами». Министра увольняют из-за закона о предоставлении убежища и иммиграции, потому что надо встречать новую партию прибывших, не устраивая их в «в городах, о которых я только что говорил, иначе ситуация завтра станет совершенно неуправляемой».

Барбара Лефевр в той же статье признает: «Время изменений близко, все чувствуют, что оно приходит. Вопрос в значительной степени выходит за рамки ссоры пессимистов и оптимистов, спекуляций о гражданской войне, которая приходит или не приходит. Мы не гордимся тем, что в числе первых в 2002 году, опубликовали книгу «Потерянные территории Республики». Мы предупреждали об этой мрачной ситуации для республики, для Франции. Мы предупреждали о росте радикальной исламской религиозности, угрозе этнокультурного отделения некоторых кварталов, связях между исламистами и торговцами людьми, разделяющими людей на местах для подчинения, которых школа больше не хотела ни ассимилировать, ни интегрировать. Наша книга была сосредоточена на школе, потому что все играли на этом поле в 1980-1990 годах. Первая утраченная, то есть заброшенная, территория была нашей государственной школой. Школа республики была основана для того, чтобы построить нацию, развить чувство принадлежности к французской идентичности, великой Родине, не препятствующей любви к маленьким народам, как всегда утверждали отцы светской и республиканской школы. Начиная с 1950-1960-х годов, на Западе и особенно во Франции и США навязывалась идеология разрушения. Чистый стол был необходимым условием для искупления человечества, которое произойдет с окончанием многовековой классовой борьбы. «Конец истории» казался близким, наши прекрасные умы радовались этому. Поэтому надо было сбить все так называемые буржуазные ориентиры: семью, школу, которая является местом передачи знаний, национальную историю, мораль, институциональные власти».[19]

Таким образом, люди, не связанные с министерством внутренних дел и разные идеологически практически одинаково передали прощальную речь Ж. Коллона, в которой были обозначены как проблемы взаимоотношений между немусульманами и мусульманами, так и проблемы социальных отношений собственно во Франции. Таким образом, Жерар Коллон вполне мог ожидать крупных событий. Нельзя исключать и того, что министр и глава ассоциации «40 миллионов автомобилистов» могли встречаться в рамках работы Высшего совета по безопасности дорожного движения, ведь движение «желтых жилетов» началось в середине сентября, когда Коллон ещё занимал министерский пост.

К этому стоит добавить, что 16 октября, за месяц до протестов, начальник Генеральной дирекции внутренней безопасности МВД Франции, в числе функций которой «наблюдение за антиобщественными и подрывными движениями, группами и организациями», Лоран Нуньес был переведён на должность государственного секретаря при министре внутренних дел, заняв должность Жаклин Гуро и став «правой рукой» нового министра Кристофа Кастанера.[20]

Скорее всего, подготовка массовых протестных мероприятий для французских властей не была секретом, но в рамках курса, проводимого Э. Макроном, предотвратить его было невозможно.

[1]     http://www.leparisien.fr/economie/consommation/sa-petition-contre-la-hausse-des-carburants-fait-le-plein-21-10-2018-7924635.php

[2]     https://fr.wikipedia.org/wiki/Mouvement_des_Gilets_jaunes#Origines

[3]     https://www.lemonde.fr/societe/portfolio/2018/11/12/paroles-de-gilets-jaunes_5382399_3224.html

[4]     https://fr.wikipedia.org/wiki/40_millions_d%27automobilistes

[5]     https://fr.wikipedia.org/wiki/Conseil_national_de_la_sécurité_routière#Membres

[6]     http://www.leparisien.fr/economie/consommation/sa-petition-contre-la-hausse-des-carburants-fait-le-plein-21-10-2018-7924635.php

[7]     https://www.40millionsdautomobilistes.com/wp-content/uploads//2018/01/2018110740masoutientappelgiletjaune.pdf

[8]     https://fr.wikipedia.org/wiki/Mouvement_des_Gilets_jaunes#Origines; https://www.liberation.fr/apps/2018/12/gilets-jaunes-les-dates-cles/ Видео размещено: https://www.facebook.com/jacline.H/videos/10218147874947841/

[9]     https://www.francetvinfo.fr/economie/automobile/essence/appel-aux-blocages-contre-la-hausse-du-prix-du-carburant-partout-en-france-les-gens-sont-prets-a-se-mobiliser_3003467.html

[10]    https://fr.wikipedia.org/wiki/Mouvement_des_Gilets_jaunes#Origines

[11]    https://www.euronews.com/2018/11/06/macron-refuses-to-cede-to-french-yellow-vests-fuel-tax-protest Твит Макрона и собственная информация.

[12]    https://www.lemonde.fr/politique/video/2018/09/20/qui-se-cache-derriere-les-lobbys-explication_5357907_823448.html; https://www.lemonde.fr/politique/article/2018/01/26/thierry-coste-le-lobbyiste-des-chasseurs-aupres-d-emmanuel-macron_5247644_823448.html

[13]    https://www.liberation.fr/france/2018/11/21/en-belgique-le-petit-bain-de-jouvence-d-emmanuel-macron_1693257

[14]    https://ru.wikipedia.org/wiki/Коллон,_Жерар#Министр_внутренних_дел

[15]    http://www.lefigaro.fr/politique/le-scan/2018/10/04/25001-20181004ARTFIG00079-gerard-collomb-je-ne-pensais-pas-provoquer-ce-choc-la.php

[16]    http://events21.ru/soobshheniya-i-stati/perestanovki-v-pravitelstve-franci.html

[17]    https://inosmi.ru/politic/20181010/243426765.html

[18]    https://fr.wikipedia.org/wiki/Barbara_Lefebvre

[19]    http://www.lefigaro.fr/vox/politique/2018/10/04/31001-20181004ARTFIG00115-reconquete-republicaine-gerard-collomb-brise-le-silence.php

[20]    https://fr.wikipedia.org/wiki/Laurent_Nuñez; https://fr.wikipedia.org/wiki/Direction_générale_de_la_Sécurité_intérieure

Добавить комментарий

Your email address will not be published.