Франция: «зелёные» вместо «жёлтых жилетов»

Если движение «жёлтых жилетов» можно считать уже практически недееспособным, то движение против «климатического бездействия», напротив, набирает силу. 14 марта могут начаться судебные разбирательства четырёх НПО (фонд Николя Юло, «Гринпис Франция», «Наше дело для всех» и «Оксфам Франция») в отношении правительства.

На таком фоне 14 февраля прошла встреча премьер-министра Франции Эдуара Филиппа с представителями этих организаций. На следующий день министр экологического перехода Франсуа де Рюжи представил ответ правительства на 10 страницах под названием «Климат — это наше общее дело».

«Нынешнее правительство, вероятно, является единственным, кто поставил самую высокую планку, установив в начале пятилетнего периода цель достижения нулевого выброса CO2, т. е. нейтрализации углерода к 2050 году», — сообщал Франсуа де Рюжи, отвергая обвинение в “климатическом бездействии». Министр, приветствуя «историческую» мобилизацию, заверил, что «проблема климата должна стать новой матрицей нашей государственной политики». Однако меры реагирования на ситуацию «отнюдь не являются очевидными и разделяются гражданами», — сказал он, ссылаясь на «откровенные военные действия», «засилье консерваторов», «организованные кампании» или «несоответствие» мер, в том числе налога на углерод, с конфликтом «желтых жилетов» или развитием возобновляемых источников энергии.[1]

Эмманюэль Макрон, со своей стороны, решил сыграть на опережение, чтобы не быть обвинённым в «климатическом бездействии». 4 марта он собрал экспертов,  — группу One Planet Lab, созданную на саммите One Planet Summit для реализации Парижского соглашения, — которые должны помочь ему определить и защитить четкие и доступные цели в области климатической политики. 30 видных деятелей этой «лаборатории», представляющие крупные компании, фонды, международные институты, заседали в течение дня, чтобы заложить основы новой экологической политики правительства на международной арене. Среди этих 30 экспертов — Эмманюэль Фабер, генеральный директор Danone, Джозеф Стиглиц, лауреат Нобелевской премии по экономике, Бертран Пиккар,  президент Фонда Solar impulse, Эллен Макартур, президент Фонда Эллен Макартур, а также Луис Альберто Морено, президент Межамериканского банка развития. «Лаборатория» имеет трёх спонсоров: Бертрана Бадре, генерального директора и основателя инвестиционного фонда Blue Like an Orange Sustainable Capital, Пола Полмана, бывшего генерального директора Unilever и Николаса Стерна, бывшего вице-президента Всемирного банка, автора известного доклада «Экономика изменения климата». Специалисты обсуждали четыре основные темы: борьба с изменением климата, защита океанов, сохранение биоразнообразия и финансирование климата. После обмена мнениями эксперты представят председателю максимум два предложения по каждой теме, видимо, к 14 марта.[2]

Но французского президента опередили противники, выступив с идеей социально-экологического пакта. 5 марта в своей редакционной статье Le Monde писала: «В своем письме от 13 января, адресованном французам, президент республики поставил цель больших национальных дебатов: «мы должны придумать новый, более справедливый и более эффективный производственный, социальный, образовательный, экологический и европейский проект». Он ожидает «новых идей» и «новых способов рассмотрения будущего». Около 20 крупных игроков среди ассоциаций и профсоюзов приняли этот вызов. «Социальный и экологический пакт», содержащий 66 практических предложений, обнародованный во вторник, 5 марта, представляет собой коллективный, насыщенный и энергичный ответ на приглашение президента. Более того, это инициатива не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня, социальный проект, модель развития и откровенно альтернативный политический проект.

Эта инициатива вряд ли может быть исключена Президентом Республики, независимо от его нежелания признать, что промежуточные органы могут вмешиваться в публичные дебаты за пределами своей конкретной области деятельности. Инициатива опирается на согласие трех профсоюзов (CFDT, CFTC и UNSA), Французской взаимопомощи и ведущих общественных экологических, социальных или образовательных ассоциаций (France Nature Environnement, Фонд Николя Юло, Réseau Action Climat, Secours catholique, Ligue de l’enseignement, ATD Quart Monde, Cimade, Uniopss, France terre d’asile).

Кроме того, она защищается двумя персонами, слова которых имеют вес: генеральным секретарем CFDT Лораном Бержером и бывшим министром экологического перехода Николя Юло.

…Что они предлагают? Помимо больших слов и чувств – вернуть каждому возможность достойно жить, примирить экологический переход и социальную справедливость, разделить власть между правителями и гражданами – многие из их предложений идут в противоположном направлении политики или философии правительства. …они предостерегают главу государства от соблазна, «ошибки», настаивают на том, что «ему еще можно принять решение» по результатам больших дебатов. Ответ за Эмманюэлем Макроном. Но ему будет трудно игнорировать это предложение».[3]

Предложения Юло-Бержера состоят в следующем:

  1. Обеспечение граждан достойным жильём, в том числе, путём инвестиций в социальное жильё и регулирование арендной платы в зонах напряжённости;
  2. Борьба с неравенством в области образования и профессиональной подготовки, расширение прав и возможностей, в том числе, путём инвестиций в государственную политику народного образования, уменьшения влияния социальной принадлежности в школах и создания условий совершенствования профессиональных навыков на протяжении всей жизни;
  3. Изменение условий труда путём борьбы с краткосрочными трудовыми контрактами, распространение соглашений о качестве жизни на рабочем месте и автоматическая индексация заработных плат как в государственном, так и в частном секторах в зависимости от изменений размеров минимальной оплаты труда;
  4. Создание территориального «щита» общественных служб, подразумевающее систематизацию предложений по сопровождению реализации прав человека, распространения домов общественных услуг и гарантированный доступ к здравоохранению путём создания домов и центров здравоохранения, доступных всем;
  5. Политика «солидарности поколений», включающая обеспечение социальной защиты всех молодых людей, гарантированное пенсионное обеспечение не ниже МРОТ в случае полного трудового стажа и формирование инструментов воздействия на политику людей старшего возраста и утративших самостоятельность;
  6. Формирование реального равенства между мужчинами и женщинами путём внедрения в наиболее раннем возрасте культуры равенства между мужчинами и женщинами, переоценки профессий, в которых заняты преимущественно женщины и осуществление негендерной ориентации во время начального обучения:
  7. Борьба с дискриминацией путём разработки национальной политики такой борьбы и усиления возможностей местных правозащитных институтов и инспекций труда в области борьбы с дискриминацией;
  8. Обеспечение прав человека в отношении мигрантов путём создания и обеспечения европейского режима права на убежище и поощрения политики доброжелательной интеграции;
  9. Обеспечение здоровым и экологически чистым питанием путём распространение органического питания в государственных и частных учреждениях и содействия организации коротких цепей снабжения на территориях;
  10. Формирование действительно ответственных экономики и финансов путём введения заработной платы руководителей, которая будет зависеть не только от финансовых, но также от социальных и экологических показателей, создания стратегии бизнес-климата совместимых с Парижским соглашением, введением более высокого налога на дивиденды и выкуп компаниями своих собственных акций, оказание государственной помощи предприятиям в зависимости от их помощи территориям, поддержки социальной и солидарной экономики (кооперативы, общества взаимопомощи и ассоциации) и более ответственных моделей организации бизнеса, политическое внедрение специфики французской некоммерческой модели на европейский уровень и определения перечня социальных услуг, представляющих общественный интерес и не нарушающие рыночную логику;
  11. Возрождение чувства перераспределения богатства, которое должно выразиться в ограничении вознаграждения руководителей предприятий и регулировании разницы между самыми высокими и самыми низкими вознаграждениями, в ведении переговоров о совместном использовании добавленной стоимости как внутри предприятия, так и с субподрядчиками, в изменении социальных минимумов также, как и доходов от труда;
  12. Проведение налоговой реформы для большей справедливости, которая должна включать введение большей прогрессивности подоходного налога и косвенного налогообложения, введение налога на большое наследство, прекращение использования необлагаемых доходов от капитала, переоценку и переориентацию расходов и государственной помощи предприятиям для поощрения занятости, экологического перехода, социальных инвестиций и улучшение качества жизни, усиление борьбы с уклонением от уплаты налогов и их оптимизацией и формирование общей базы корпоративного налога на европейском уровне;
  13. Введение принципа «загрязнитель платит» в отраслях Франции, освобождённых от налога на углерод — в морских, воздушных и автомобильных перевозках;
  14. Использование новых показателей богатства путём разработки новой экономической политики, учитывающей влияние на качество жизни, социальную справедливость, сокращение неравенства, сдержанное использование ресурсов и способность содействовать созданию качественных рабочих мест;
  15. Формирование устойчивой мобильности и преодоление зависимости от ископаемого топлива путём прекращения продажи новых бензиновых и дизельных автомобилей в обозримом будущем, использования государственных железнодорожных сетей для увеличения мобильности населения, для борьбы с изменением климата и территориальными различиями, обеспечения соблюдения согласованных с предприятиями и территориями планов мобильности и установления права работников на компенсацию расходов за автомобиль или велосипед, связанных с поездками на работу;
  16. Организация экологического перехода на территориях и формирование политики в сфере занятости в связи с этим, которые должны осуществляться путём создания особого фонда размером 10 млрд. евро путём выделения 10% бюджета местных органов самоуправления и 10% бюджета Национального агентства по реконструкции городов, приверженности возобновляемым источникам энергии и энергосбережению, которые создадут рабочие места на территориях, обеспечения поддержки работников и предприятий в связи с последствиями для занятости экологического перехода;
  17. Создание системы экологического налогообложения и социальной солидарности путём принятия траектории углеродного налога, совместимой с Парижским соглашением по климату, возвращения всех поступивших экологических налогов от домашних хозяйств и финансирования экологического перехода, ликвидации субсидий и налоговых льгот, наносящих ущерб окружающей среде и сохранению природного наследия;
  18. Принятие инвестиционного плана по обеспечению экологического перехода путём выведения «зелёных» инвестиций из расчёта государственного бюджета по европейским правилам, увеличения государственных и частных инвестиций в экологический переход между 2019 — 2023 годами с 55 млрд. до 85 млрд. евро и перенацеливания торговой и инвестиционной политики ЕС на климатические, экологические и социальные цели;
  19. Обеспечение выражения мнения и участия граждан путём расширения возможностей выражения мнения наиболее обездоленных, осуществления национальной стратегии по гражданским обязанностям на протяжении всей жизни, усиление ассоциативных и профсоюзных методов выражения мнения, включения отобранных граждан в Экономический, социальный и экологический совет (CESE) и аналогичные региональные советы, усиления роли CESE в разработке законов и государственной политики;
  20. Совместное формирование государственной политики путём увеличения числа привлекаемых к оценке законопроектов и государственной политики граждан, которые также могли бы дать оценку правительству и государственным институтам, развёртывания инициативы как ассоциаций, так и граждан для выработки политики;
  21. Участие работников в управлении предприятиями путём обеспечения представительности не менее половины занятых в исполнительных органах и наблюдательных советах, ведения обязательных переговоров, касающихся экономических, экологических и социальных аспектов деятельности и увеличения веса мнения работников.[4]

Программа Юло — Бержера во многих пунктах = это реализация идей Глобального пакта ООН, а одобрительная редакционная статья «Le Monde» может говорить о приемлемости программы для группы Арно — Ньеля. По сути, программа возвращает Макрона к тому курсу, который проводился президентом до начала движения «жёлтых жилетов», но уже с определённой его корректировкой. Это совпадает с желанием самого французского президента, который хочет «усиленного и более быстрого» экологического перехода.[5]

[1]              https://regnum.ru/news/polit/2572498.html; https://www.lemonde.fr/planete/article/2019/02/15/affaire-du-siecle-l-etat-repond-aux-ong-qui-l-attaquent-pour-inaction-climatique_5423705_3244.html; https://regnum.ru/news/polit/2577028.html

[2]     http://www.lefigaro.fr/conjoncture/2019/03/04/20002-20190304ARTFIG00006-macron-s-entoure-d-un-planet-labpour-etablir-sa-politique-climatique.php; https://actu.orange.fr/france/premiere-reunion-du-one-planet-lab-pour-la-transition-ecologique-CNT000001dsaLe.html

[3]     https://www.lemonde.fr/planete/article/2019/03/05/pierre-berger-et-nicolas-hulot-esquissent-un-projet-de-societe-alternatif_5431617_3244.html

[4]               https://www.lemonde.fr/idees/article/2019/03/05/les-66-propositions-du-pacte-pour-le-pouvoir-de-vivre_5431464_3232.html

[5]              http://www.leparisien.fr/politique/macron-veut-aller-plus-fort-et-plus-vite-dans-la-transition-ecologique-07-03-2019-8026746.php

Добавить комментарий

Your email address will not be published.